Церковь Флора и Лавра на Зацепе
Контактная информация
+7 (499) 235-55-00
+7 (499) 235-54-97
hram-flora-lavra@yandex.ru
Церковь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Зацепе – действующий православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии. Более известен как храм Флора и Лавра (по чьим именам был освящён его северный придел) на Зацепе. Возведённый в камне в первой половине XVIII века и несколько раз реконструировавшийся храм в первые годы советской власти был закрыт и частично разрушен. Возвращённый верующим и восстановленный в конце XX века храм в настоящее время является памятником архитектуры федерального значения.
О ямщицкой деревянной церкви...
Ещё в XVI столетии, когда в районе теперешней улицы Большая Полянка располагалась ямская слобода, её жителями – ямщиками – был выстроен и освящён во имя святых мучеников Флора и Лавра (покровителей животных, в частности, лошадей) деревянный храм, но ни о его внешнем виде, ни об убранстве, ни о дальнейшей его судьбе сведений не сохранилось.
На рубеже XVI–XVII веков тогдашний фактический правитель Московского царства Борис Годунов, приходившийся шурином царю Фёдору I Ивановичу, озаботился укреплением Москвы, опоясав не входившие в то время в черту города ремесленные слободы – Земляной город – ещё одним кольцом крепостных стен. Большая Полянка вошла в черту города, поэтому ямскую слободу в 1593 году перенесли в Замоскворечье, где проходил почтовый тракт по дороге на Коломну и Рязань.
Слобода получила название Коломенская-Ямская, а Зацепой район стали называть, видимо, из-за того, что, по одной из версий, въезд в город со стороны Коломенской дороги преграждала массивная кованая цепь, рядом с которой находился таможенный пункт, где производился тщательный досмотр ввозимых в Москву товаров и взимание пошлины. По другой версии, у той же цепи происходило «зацепление» возов для их осмотра, что и обусловило появление названия.
В скором времени ямщики обустроились на новом месте и, помимо домов и хозяйственных построек, в Коломенской ямской слободе ими был выстроен деревянный храм, освящённый, как и прежний, во имя покровителей лошадей – Флора и Лавра.
Впервые церковь упомянута в летописях от 1625 года как Фроловская, но уже в 1628 году её главный престол был освящён во имя святых апостолов Петра и Павла и в документах за 1642 год она числится как Петропавловская с приделом Флора и Лавра.
О внешнем виде и внутреннем убранстве этого храма сведений также не сохранилось, только известно, что к 1730-м годам кроме Фроловского придела в церкви был устроен ещё один – во имя Николая Угодника.
В ноябре 1738 года в церкви случился пожар, отчего здание полностью сгорело. Вскоре после пожара был выстроен временный деревянный храм, а уже в 1739 году было испрошено и получено разрешение на возведение новой каменной церкви.
… и о судьбе её каменной преемницы
Строительство церкви проходило в несколько этапов и окончательно было завершено к 1778 году, а спустя полвека, в 1835 году, в стиле ампир были перестроены трапезная, приделы и колокольня храма и вместо прежнего навершия основной объём был увенчан куполом-ротондой. В 1862 году главный престол церкви освятили в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», северный придел – во имя Флора и Лавра, а южный – во имя апостолов Петра и Павла. Интересно, что хотя в официальных документах церковь и сейчас носит название иконы «Всех скорбящих Радость», в народе она до сих пор известна как храм Флора и Лавра на Зацепе.
В 1909 году к храму пристроили помещение для ризницы и больше никаких работ по реконструкции здания не проводилось.
Вскоре после революции 1917 года в здание Фроловской церкви, в которой ещё совершались богослужения, большевики начали свозить изъятые из закрытых и готовившихся к сносу московских церквей ценности – иконы, богослужебную утварь и книги. В 1922 году и сам храм попал под кампанию по изъятию церковных ценностей. Из него, считавшегося самым богатым в округе, было вывезено более 460 килограмм ценной утвари и 26 бриллиантов, украшавших напрестольные кресты, киоты и оклады икон.
В 1937 году арестовали и расстреляли настоятеля церкви и священника, а в 1938 году храм отдали обновленцам. Спустя два года, в 1940 году, его всё-таки закрыли и приспособили под цеха фабрики гравёрных и металлографических работ – основной объём здания разделили на три этажа, закрасили настенные росписи и разобрали главу, а территорию у бывшей церкви отвели под большой Зацепский рынок.
В 1950-х годах властями города было вынесено решение о разборке храмовой колокольни, но воплотить его в жизнь получилось лишь частично – несмотря на заложенную в строение колокольни взрывчатку (разобрать её с помощью кирок и ломов ранее не удалось), здание уцелело (были разрушены только верхние ярусы).
К счастью, в 1960 году здание Фроловской церкви на Зацепе было признано памятником архитектуры и взято на государственный учёт, а в 1978–1985 годах в ней были проведены исследовательские работы и составлен масштабный проект по восстановлению колокольни и главы и полной реставрации здания.
В советский период осуществить задуманное не удалось – производственные цеха металлографической фабрики находились в здании до 1991 года, когда храм был передан верующим. И лишь с восстановлением статуса храма, принадлежащего Русской Православной Церкви, в цехах прекратилась работа, помещение было освобождено от фабричного оборудования и в апреле 1991 года в храме Флора и Лавра было совершено первое после долгих лет забвения богослужение.
Ремонтировали здание Фроловской церкви поэтапно и к 1997 году масштабные работы были завершены – надстроены верхние ярусы колокольни и на неё подняты 15 колоколов, восстановлен купол храма с крестом, отреставрированы белокаменные колонны и портик главного портала, фасады здания украшены мозаичными иконами из смальты, установлены три новых вызолоченных иконостаса и настенные иконы, вставлены новые деревянные лутки в оконные и дверные проёмы и украшены росписями стены и своды.
В настоящее время церковь является действующей, в ней совершаются ежедневные, воскресные и праздничные богослужения. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых, а также устроен баптистерий для совершения обряда крещения людей старшего поколения.
Святыни храма – старинные иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» и апостолов Петра и Павла, а также ковчег с мощами 38 святых угодников Божьих.
Ещё в XVI столетии, когда в районе теперешней улицы Большая Полянка располагалась ямская слобода, её жителями – ямщиками – был выстроен и освящён во имя святых мучеников Флора и Лавра (покровителей животных, в частности, лошадей) деревянный храм, но ни о его внешнем виде, ни об убранстве, ни о дальнейшей его судьбе сведений не сохранилось.
На рубеже XVI–XVII веков тогдашний фактический правитель Московского царства Борис Годунов, приходившийся шурином царю Фёдору I Ивановичу, озаботился укреплением Москвы, опоясав не входившие в то время в черту города ремесленные слободы – Земляной город – ещё одним кольцом крепостных стен. Большая Полянка вошла в черту города, поэтому ямскую слободу в 1593 году перенесли в Замоскворечье, где проходил почтовый тракт по дороге на Коломну и Рязань.
Слобода получила название Коломенская-Ямская, а Зацепой район стали называть, видимо, из-за того, что, по одной из версий, въезд в город со стороны Коломенской дороги преграждала массивная кованая цепь, рядом с которой находился таможенный пункт, где производился тщательный досмотр ввозимых в Москву товаров и взимание пошлины. По другой версии, у той же цепи происходило «зацепление» возов для их осмотра, что и обусловило появление названия.
В скором времени ямщики обустроились на новом месте и, помимо домов и хозяйственных построек, в Коломенской ямской слободе ими был выстроен деревянный храм, освящённый, как и прежний, во имя покровителей лошадей – Флора и Лавра.
Впервые церковь упомянута в летописях от 1625 года как Фроловская, но уже в 1628 году её главный престол был освящён во имя святых апостолов Петра и Павла и в документах за 1642 год она числится как Петропавловская с приделом Флора и Лавра.
О внешнем виде и внутреннем убранстве этого храма сведений также не сохранилось, только известно, что к 1730-м годам кроме Фроловского придела в церкви был устроен ещё один – во имя Николая Угодника.
В ноябре 1738 года в церкви случился пожар, отчего здание полностью сгорело. Вскоре после пожара был выстроен временный деревянный храм, а уже в 1739 году было испрошено и получено разрешение на возведение новой каменной церкви.
… и о судьбе её каменной преемницы
Строительство церкви проходило в несколько этапов и окончательно было завершено к 1778 году, а спустя полвека, в 1835 году, в стиле ампир были перестроены трапезная, приделы и колокольня храма и вместо прежнего навершия основной объём был увенчан куполом-ротондой. В 1862 году главный престол церкви освятили в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», северный придел – во имя Флора и Лавра, а южный – во имя апостолов Петра и Павла. Интересно, что хотя в официальных документах церковь и сейчас носит название иконы «Всех скорбящих Радость», в народе она до сих пор известна как храм Флора и Лавра на Зацепе.
В 1909 году к храму пристроили помещение для ризницы и больше никаких работ по реконструкции здания не проводилось.
Вскоре после революции 1917 года в здание Фроловской церкви, в которой ещё совершались богослужения, большевики начали свозить изъятые из закрытых и готовившихся к сносу московских церквей ценности – иконы, богослужебную утварь и книги. В 1922 году и сам храм попал под кампанию по изъятию церковных ценностей. Из него, считавшегося самым богатым в округе, было вывезено более 460 килограмм ценной утвари и 26 бриллиантов, украшавших напрестольные кресты, киоты и оклады икон.
В 1937 году арестовали и расстреляли настоятеля церкви и священника, а в 1938 году храм отдали обновленцам. Спустя два года, в 1940 году, его всё-таки закрыли и приспособили под цеха фабрики гравёрных и металлографических работ – основной объём здания разделили на три этажа, закрасили настенные росписи и разобрали главу, а территорию у бывшей церкви отвели под большой Зацепский рынок.
В 1950-х годах властями города было вынесено решение о разборке храмовой колокольни, но воплотить его в жизнь получилось лишь частично – несмотря на заложенную в строение колокольни взрывчатку (разобрать её с помощью кирок и ломов ранее не удалось), здание уцелело (были разрушены только верхние ярусы).
К счастью, в 1960 году здание Фроловской церкви на Зацепе было признано памятником архитектуры и взято на государственный учёт, а в 1978–1985 годах в ней были проведены исследовательские работы и составлен масштабный проект по восстановлению колокольни и главы и полной реставрации здания.
В советский период осуществить задуманное не удалось – производственные цеха металлографической фабрики находились в здании до 1991 года, когда храм был передан верующим. И лишь с восстановлением статуса храма, принадлежащего Русской Православной Церкви, в цехах прекратилась работа, помещение было освобождено от фабричного оборудования и в апреле 1991 года в храме Флора и Лавра было совершено первое после долгих лет забвения богослужение.
Ремонтировали здание Фроловской церкви поэтапно и к 1997 году масштабные работы были завершены – надстроены верхние ярусы колокольни и на неё подняты 15 колоколов, восстановлен купол храма с крестом, отреставрированы белокаменные колонны и портик главного портала, фасады здания украшены мозаичными иконами из смальты, установлены три новых вызолоченных иконостаса и настенные иконы, вставлены новые деревянные лутки в оконные и дверные проёмы и украшены росписями стены и своды.
В настоящее время церковь является действующей, в ней совершаются ежедневные, воскресные и праздничные богослужения. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых, а также устроен баптистерий для совершения обряда крещения людей старшего поколения.
Святыни храма – старинные иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» и апостолов Петра и Павла, а также ковчег с мощами 38 святых угодников Божьих.