Показать регионы

Церковь Сергия Радонежского (Тверь)

Каменный храм Сергия Радонежского в Твери построен в формах раннего классицизма, ему принадлежит важная роль в формировании панорамы Затверечья, которая открывается с правого берега реки Волги. 
История

Возведение каменной церкви было начато в 1775 г. на месте стоявшего здесь ранее деревянного храма Воскресения и завершилось 1780 гг., строительство велось на средства тверского купца Григория Богданова. Незадолго до этого Архиепископ Тверской Арсений вернулся из Троице-Сергиевой Лавры, куда он ездил поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского. В лавре архиепископ получил в дар икону этого святого с частицами его мощей. По привезенной иконе Сергия Радонежского храму было решено дать новое посвящение.

В память о разобранной Воскресенской церкви в новый храм перенесли старинную икону Воскресения Христова «Сошествие во ад» большого размера, которую поместили на правом столпе у западного входа в церковь.

Первоначально церковь была построена с одним теплым приделом, освященным во имя Пророка Илии. В 1834 г. по проекту И. Ф. Львова на средства купца Михаила Богданова была расширена трапезная (вместо одного предела в ней появилось два – Пророка Илии и Алексея Человека Божия), а также построена колокольня в стиле позднего классицизма.

В советские годы храм был закрыт, последний раз служба в нем проводилась в январе 1930 г. В последующие годы был разобран западный притвор, колокольня лишилась двух верхних ярусов.

В 1977 г. по проекту архитектора А. В. Соколова проводилась реставрация Сергиевской церкви, сохранившаяся нижняя часть основного объема была надстроена барабаном и увенчана луковичной главкой.

8 октября 2004 г., после более чем 70-летнего перерыва, в храме Сергия Радонежского были возобновлены богослужения. С 2013 г. он приписан к Свято-Екатерининскому монастырю.

Архитектура

Церковь кирпичная оштукатуренная, на белокаменном цоколе, в плане имеет трехчастную продольно-осевую композицию. К одноглавому двусветному четверику с востока пристроена пятигранная апсида, с запада – широкая прямоугольная трапезная, в объем которой включен нижний ярус несохранившейся колокольни. Фасады разрушенных квадратного второго яруса и круглого третьего яруса колокольни были прорезаны крупными арочными проемами звона. Значительно выступавший западный притвор, также разобранный в советские годы, был акцентирован пилястровым портиком с треугольным фронтоном. 

Карниз делит фасады четверика на два яруса, прорезанные окнами первого и второго света. Углы первого яруса обработаны рустованными пилястрами, второго – филенчатыми. Окна первого света прямоугольные, второго – арочные, заглубленные в высокие прямоугольные ниши, декорированные в верхней части лепными гирляндами. Фасады трапезной, отличающиеся сдержанностью, покрыты ленточным рустом, окна не обрамлены наличниками и завершены веерными гребнями.